Обзор глоссария по алфавиту

Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

L

LMS


M

MOODLE

(англ.: Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment – модульная объектно-ориентированная динамическая образовательная среда) – система управления обучением, является свободным программным обеспечением. MOODLE – это комплексная система для разработки электронных курсов, и сопровождения обучения на них.


А

Асинхронное электронное обучение

электронное обучение, которое не предполагает взаимодействие преподавателя с обучаемыми в режиме реального времени.


Ассистент

Программа, предназначенная для автоматизации загрузки тестовых вопросов в систему MOODLE,  выполнения сложных текстовых документов, встраивания элементов автоматически обновляемой нумерации для формул, рисунков, литературы, таблиц.


В

Видеолекция

запись на видеокамеру речи и действий автора, либо захват изображения с экрана в рамках одного или нескольких тематически разделенных занятий.


К

Качество электронного курса

совокупность свойств, характеризующих степень удовлетворения пользовательских требований к электронному курсу относительно удобства использования, понятности материала и образовательной траектории, возможности эффективного достижения целей обучения.


М

Масштабируемость

способность ИТ-услуги, процесса, конфигурационной единицы выполнять свои функции, в случае изменения рабочей нагрузки или охвата.


Метаданные

структурированные данные, предназначенные для описания характеристик электронного образовательного ресурса (ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения»).


Методико-технологическая оценка качества электронного курса

деятельность эксперта Отдела электронных технологий в образовании на втором этапе экспертизы электронного курса, целью которой является оценка готовности электронного курса к использованию в учебном процессе, заключающаяся в проверке корректности работы элементов и ресурсов курса, выявлении наличия учебных и методических материалов, полноты и качества которых достаточно для процесса обучения на электронном курсе.


О

Образовательный контент

структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе (ГОСТ Р 52653-2006 “Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения”, п. 3.2.13).


Онлайн-курс

целенаправленная (обеспечивающая достижение конкретных результатов и направленная на формирование предусмотренных образовательными программами высшего образования компетенций) и определенным образом структурированная совокупность видов, форм и средств учебной деятельности, реализуемая с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий на основе комплекса взаимосвязанных в рамках единого педагогического сценария электронных образовательных ресурсов.


П

Педагогический дизайн

системный подход к построению учебного процесса, согласно которому содержание, методика и организация учебного процесса подчинены цели обучения. Вопросы педагогического дизайна охватывают способы представления учебного материала и последовательность его изложения, сочетание теории и практики, выстраивание образовательной траектории, использование различных видов учебной нагрузки, приёмы привлечения внимания обучаемых, формирования их мотивации и желания продолжать обучение, варианты взаимодействия участников учебного процесса и ряд смежных вопросов.


Промо-ролик

видеоролик, кратко рассказывающий о содержании электронного курса, целях и особенностях обучения, о предметной области дисциплины, созданный с целью стимулировать потенциального слушателя записаться на курс.


С

Система управления обучением

информационная система, предназначенная для обеспечения административной, методической и технической поддержки процессов, связанных с электронным обучением. Представляет собой программное обеспечение для разработки электронных курсов, и проведения непосредственного электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, анализа активности обучающихся, выставления оценок и т.д.


Скринкаст

 (англ.: screencast) – цифровая видеозапись информации, выводимой на экран компьютера. Часто сопровождается голосовыми комментариями. Для создания скринкастов используют не веб- или видеокамеры, а специальное программное обеспечение.


Содержательная оценка качества электронного курса

деятельность экспертной комиссии на первом этапе экспертизы электронного курса, целью которой является предметная оценка содержания электронного курса, заключающаяся в выявлении соответствия объёма и качества учебных материалов целям освоения дисциплины, современному уровню развития предметной области, учебно-методическому комплексу дисциплины.


СУО


Т

Таксономия Блума

вариант классификации педагогических целей – одна из базовых тем в сфере образования

Предложенная в 1956 году группой учёных под руководством Бенджамина Блума, автора книги «Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания», таксономия Блума предлагает классификацию задач, которые преподаватели ставят перед обучаемыми, и целей обучения, включающих три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную. Эти сферы приблизительно соответствуют понятиям: «знаю», «чувствую» и «творю», соответственно.

Цель таксономии Блума — мотивировать педагогов фокусироваться на всех трёх сферах, предлагая, таким образом, наиболее полную форму обучения.


Э

Экспертиза электронного курса

процедура оценки качества электронного курса.


Электронное обучение

организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса (ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», п.1 ст.16).


Электронный образовательный ресурс

образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них (ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения», п. 3.2.12).


ЭОР