Критерии качества электронного курса
Перед началом работ по проектированию и разработке курса ознакомимся с критериями качества электронного курса. Это необходимое условие для создания качественного курса.
1. Структура курса
Курс должен быть разделён на тематические единицы. Темы курса могут быть объединены в разделы, либо в модули. Необходимо применять единую систему тематического деления ко всему курсу.
Если курс создаётся в качестве поддержки учебной дисциплины, то его структура должна соответствовать рабочей программе данной дисциплины.
2. Нацеленность на достижение результатов обучения
Каждая тема курса должна быть направлена на достижение определённых результатов обучения. Совокупность всех тем должна обеспечивать формирование всей совокупности результатов обучения по электронному курсу. Это самый главный критерий качества.
Хороший курс отличается нацеленностью на результаты и эффективностью в достижении этих результатов. Для каждой из тем должны быть сформулированы ожидаемые результаты обучения (см. Педагогический дизайн в разделе "Методические рекомендации по проектированию контента электронного курса").
Центральную роль в достижении этих результатов играют оценочные мероприятия (подробнее см. п. 6). Почему это так?
Во-первых, оценочные мероприятия выполняют контрольно-измерительные функции, фиксируя достигнутые результаты обучения.
Во-вторых, они позволяют закрепить приобретенные знания и умения.
3. Масштабируемость
Применяемые в рамках электронного курса методы и средства обучения должны допускать неограниченный рост количества обучающихся без существенного роста трудоемкости сопровождения электронного курса и без прямого участия в работе с обучающимися авторов (тьюторов) электронного курса.
Если предполагается использовать электронный курс в открытом массовом обучении (массовый открытый онлайн-курс - МООК), то данная мера становится необходимостью. Количество обучающихся на таких курсах может исчисляться десятками тысяч. Например, на курс «Личностное развитие», который был разработан в КНИТУ-КАИ и размещён на платформе Stepik записано более 74 тыс. обучающихся. Самые популярные курсы набирают более миллиона обучающихся (например, курс «Поколение Python» на том же Stepik). Разумеется, что при таком количестве обучающихся не может идти речи о «ручном» оценивании. В данных курсах используются только тестовые вопросы.
4. Асинхронность
Применяемая образовательная технология не должна предусматривать обязательного участия обучающихся в синхронных мероприятиях и должна обеспечивать возможность достижения результатов обучения независимо от места нахождения обучающихся.
Электронный курс предполагает возможность обучения на нём из любого удобного для обучающегося места и в любое удобное время. Поэтому, даже в том случае, если во время обучения было проведено какое-либо очное мероприятие, то следует разместить материалы по нему - видеозапись мероприятия, учебные и методические материалы – непосредственно в электронном курсе.
5. Наличие обязательных элементов электронного курса
Каждая тема электронного курса должна включать в себя следующие компоненты:
- методические рекомендации по изучению темы;
- теоретический материал;
- материалы для практических, лабораторных работ (если это предусмотрено педагогическим сценарием электронного курса);
- контрольно-измерительные материалы для контроля достижения целей обучения; если тема не имеет компонента с оцениванием, то оценка, связанных с темой результатов обучения, должна производиться в рамках следующей темы, нацеленной на достижение тех же результатов обучения.
6. Общие требования к контрольно-измерительным материалам
Контрольно-измерительные материалам должны соответствовать следующим общим требованиям:
- позволяют провести проверку достижения целей обучения;
- соответствуют теоретическим материалам курса;
- формулировки заданий в оценочных материалах однозначны в трактовке;
- в случае необходимости, имеются пояснения, в каком виде должен быть представлен ответ.
Как уже упоминалось ранее, контрольно-измерительные материалы в электронном курсе, во-первых, фиксируют достижение результатов обучения, а во-вторых, позволяют закрепить приобретенные знания и умения. Электронный формат обучения не позволяет эффективно достигнуть двух этих целей другими способами за исключением разве что индивидуального сопровождения каждого обучающегося.
В том случае, если в результатах обучения по теме перечислены знания, то закреплять их следует с помощью тестовых вопросов, основанных на лекционном материале по теме. Если же результатом обучения является получение навыков и умений, то закреплять их необходимо с помощью тестовых вопросов к соответствующей практической или лабораторной работе (информация о создании этих работ в электронном курсе будет представлена в разделе "Методические рекомендации по проектированию контента электронного курса").
Все материалы отдельной темы должны работать в единой связке на достижение определённых результатов. Кроме того, обучающийся уже должен быть подготовлен к прохождению тестовых вопросов после теоретических вопросов. Поэтому, содержание используемых вопросов должно быть согласовано с содержанием лекции или практического задания, для которых они созданы.
Электронное обучение предполагает самостоятельную работу обучающегося с материалами курса. Обучающийся должен иметь в своём распоряжении всю информацию, которая позволит успешно пройти тестирование самостоятельно. Поэтому следует избегать неоднозначностей в формулировке вопросов. Кроме того, в том случае, если формат представления ответа неоднозначен, то следует снабдить вопрос пояснением (например, в каких единицах измерения представить ответ, в каком падеже и т.д.)
Дополнительный материал (представлен в разделе "Методические рекомендации по проектированию контента электронного курса"):
- Таксономия Блума.
- Практическое применение таксономии Блума при проектировании электронных курсов.
7. Качество учебного материала
Лекционные материалы, материалы для практических работ, материалы для самостоятельной работы должны соответствовать следующим требованиям:
- объём и качество материала достаточны для достижения целей обучения и освоения дисциплины;
- материалы курса соответствуют уровню подготовки слушателей;
- материалы являются авторскими и/или оформлены с учётом соблюдения авторских прав;
- материалы соответствуют современному уровню развития предметной области;
- представлена достоверная информация;
- указания для выполнения заданий, лабораторных и практических работ, самостоятельной работы корректно сформулированы и однозначны в трактовке.
8. Методическое обеспечение курса
Так как электронный курс предполагает самостоятельную работу обучающегося, то курс в обязательном порядке должен быть обеспечен методическими указаниями. Методические указания обозначают цели обучения и дают информацию, как и каким образом работать с материалами курса.
Методическое обеспечение курса должно соответствовать следующим требованиям:
- имеются методические указания по работе с курсом и по каждой теме, качество и полнота которых обеспечивают эффективный процесс обучения;
- методические указания по курсу содержат чётко определённые, измеряемые и достижимые цели и задачи обучения;
- методические указания по курсу описывают формат его использования в учебном процессе;
- методические указания по изучению темы содержат краткую аннотацию темы, порядок изучения темы, чётко определённые цели обучения по теме, согласованные с целями и задачами обучения по курсу;
- имеются полные и качественные инструкции по всем оценочным средствам курса.
9. Реализация обратной связи
В курсе и в отдельных темах курса должны быть реализованы элементы, обеспечивающие, общение обучающихся с преподавателем и между собой. В том случае, если курс не планируется использовать для массового обучения, можно создавать отдельные темы для обсуждения по ходу курса.
10. Визуальное оформление материалов
Высокое качество визуального оформления материалов способствует комфортному обучению на электронном курсе, что положительно сказывается на эффективности обучения, способствует высокой лояльности аудитории и удержанию внимания на курсе. Небрежное визуальное оформление имеет обратный эффект, неблагоприятно влияет на имидж авторов и выпускающей организации.
Плохое визуальное оформление оставляет чувство недобросовестного отношения к делу, даже при условии хорошего качества содержания. Верно и противоположное – недостатки или недостаточная полнота содержания могут быть частично компенсированы отсутствием дефектов в визуальном оформлении.
Визуальное оформление электронного курса должно соответствовать следующим критериям:
- материалы оформлены аккуратно, что позволяет комфортно считывать информацию;
- выдерживается единообразие - единый стиль оформления материалов для всего электронного курса;
- типы шрифтов для заголовков, подзаголовков и основного текста согласованы между собой;
- рисунки и графические материалы разборчивы и хорошего качества.
11. Корректность работы электронного курса и его ресурсов
Совершенно недопустима такая ситуация, когда в курсе по техническим причинам недоступны какие-либо ресурсы. Все ресурсы и элементы курса, а также ссылки на внешние источники должны быть актуальны и доступны, задания и тесты должны работать, не содержать в себе ошибок, выдавать корректные результаты, рисунки должны отображаться, а видеофайлы воспроизводиться.
Корректность работы курса выражается в следующем:
- все элементы и ресурсы курса открываются и отображаются;
- переход по внешним ссылкам происходит корректно;
- мультимедийные материалы корректно отображаются и воспроизводятся;
- размещённые в курсе файлы загружаются корректно.
12. Удержание внимания
Для удержания внимания обучающегося следует придерживаться принципов порционной выдачи информации с переключением одного вида деятельности на другой. Длительность видеолекций должна быть оптимальной для максимальной фокусировки внимания – а это не более 12 минут. В том случае, если длительность видеолекции превышает оптимальную, её следует делить на эпизоды. Полезным приёмом по удержание внимание является переключение с одного вида деятельности на другой: лекционный материал в формате видеоролика можно чередовать с текстовым, а также можно использовать проверочные тестовые вопросы после каждого эпизода.
- длительность видеороликов, за редким исключением, не должна превышает 12-15 минут;
- лекционные материалы, представленные в видеоформате и в текстовом формате должны чередоваться друг с другом;
- рекомендуется вставлять промежуточные вопросы для закрепления знаний.