2. Планирование
Проектирование структуры онлайн-курса.
Работу над онлайн-курсом следует начинать с проектирования его структуры.
Хорошо составленная структура поможет решить такие задачи как:
- планирование графика работ над онлайн-курсом;
- распределение нагрузки для слушателей;
- постановка и достижение результатов обучение по отдельным темам и разделам.
Результатом проектирования структуры должна быть заполненная таблица. Образец таблицы представлен ниже.
Таблица 1. Бланк таблицы Структура онлайн-курса. Сроки разработки.
Скачать бланк таблицы со структурой онлайн-курса.
Первый этап проектирования работ по разработке электронного курса – это проектирование его структуры. Необходимо заполнить первый столбец таблицы 1. Если электронный курс обеспечивает учебную дисциплину, то его структуру необходимо составлять на основе рабочей программы дисциплины. Пример результата данной работы представлен в таблице 2.
Таблица 2. Структура электронного курса на примере 1 и 2 разделов онлайн-курса «Компьютерное моделирование»
Постановка результатов обучения и планирование их достижения
Согласно технологии обратного дизайна, проектирование контента темы следует начинать с постановки результатов обучение.
Каждая тема должна быть направлена на достижение определённых результатов обучения.
Продолжим заполнение таблицы 2. Пропишем для одной из тем результаты обучения по ней. Пример представлен ниже в таблице 3.
Таблица 3. Структура курса на примере 1 и 2 разделов онлайн-курса «Компьютерное моделирование» с заполненными результатами обучения для одной темы.
После постановки результатов обучения необходимо продумать средства, с помощью которых будет фиксироваться достижение этих результатов обучения. В электронном курсе эту роль выполняют оценочные мероприятия.
С учётом критериев качества, при проектировании оценочных мероприятий необходимо иметь в виду следующее:
- оценочные мероприятия в электронном курсе выполняют не только контрольно-измерительные функции, но также являются инструментом закрепления приобретенных знаний и умений.
- применяемые в рамках электронного курса методы и средства обучения должны допускать неограниченный рост количества обучающихся без существенного роста трудоемкости сопровождения электронного курса.
Если ожидаемым результатом обучения является знание, то соответствующим ему оценочным мероприятием будут тестовые вопросы, основанные на лекционном материале.
Если ожидаемым результатом обучения является умение, то соответствующим ему оценочным мероприятием будет практическая или лабораторная работа. Проверкой выполнения практических и лабораторных работы в условиях электронного обучения могут быть только тестовые вопросы.
Продолжим заполнение таблицы, пример представлен ниже.
Таблица 4. Структура курса на примере 1 и 2 разделов онлайн-курса «Компьютерное моделирование» с заполненными оценочными для одной темы.
Следующим этапом планирования является составление перечня видеороликов. Для этого надо сначала составить развёрнутый план конспекта лекций по выбранной теме, а затем, ориентируясь на него, составить перечень учебных видеороликов с указанием их продолжительности. Пример представлен ниже в таблице 5.
Таблица 5. Структура курса на примере 1 и 2 разделов онлайн-курса «Компьютерное моделирование» с перечнем видеороликов.
На основе полученных данных необходимо расписать каждую тему по видам учебной деятельности (Таблица 6). А после этого распределить освоение онлайн-курса по неделям, исходя из нагрузки на изучение каждой из тем (Таблица 7). Следует ограничивать понедельную нагрузку обучаемых до 9-10 часов.
Завершающим этапом планирования будет подбор сроков разработки курса и назначение ответственных лицам.
При планировании сроков разработки следует учитывать объём работ по каждой из тем и примерную дату публикации курса. Кроме того, необходимо учитывать о последующих этапах работы над курсом - размещение материалов на платформе дистанционного обучения, аудит и тестирование на наличие ошибок, прохождение экспертизы и возможная доработка. С другой стороны допускается параллельная работа по нескольким этапам: создание контента, съёмка видеолекций по одним темам, размещение материалов по разработанной ранее, аудит и тестирование уже размещённой темы.
Гораздо легче будет работать над курсом, если у него несколько авторов, ведь это значительно нагрузку и позволит завершить разработку курса в срок. Если у курса несколько авторов, то они могут работать параллельно, не дожидаясь окончания работы другого автора. Поэтому сроки разработки материалов могут и не следовать порядку тем.
Таблица 6. Структура курса на примере 1 и 2 разделов онлайн-курса «Компьютерное моделирование».
Таблица 7. Понедельный план на примере 1 и 2 разделов онлайн-курса «Компьютерное моделирование»